Ансамбль07.02.2017Старое городское ядро (иногда это было то место, где стоял острог) расчищалось от мелких деревянных построек, облагораживалось и «причесывалось», после чего оно продолжало играть в новом городе роль религиозного центра и исторической святыни. Сколько-нибудь твердой нормы количества прихожан на одну церковь не существовало, и число церквей в городе часто определялось не столько его населенностью, сколько экономическими возможностями жителей, ибо строились храмы обычно на пожертвования частных лиц. Так, в небольшом Енисейске, насчитывавшем в 1870-х годах менее 10 тысяч жителей, имелось 12 церквей и 2 монастыря, а также свой ансамбль. Основными заказчиками были богатые купцы и промышленники, жертвовавшие большие суммы на строительство церквей и подтверждавшие таким образом свое господствующее положение в городе. Частные заказчики и духовенство трезво смотрели на огромную силу воздействия архитектуры: великолепный храм — не только щедрый дар божеству от накопленных богатств, но и средство монументальной пропаганды экономической мощи и возможностей отдельного заказчика, бригады строителей, всего города. Другим источником финансирования строительства церквей в Сибири был так называемый Фонд имени императора Александра III, созданный в 1890-х годах. Фонд, состоящий из пожертвований частных лиц, религиозных и светских организаций, а также пожертвований царской семьи, ставил своей целью материальную помощь в строительстве и оборудовании церквей и школ в новых городах и на станциях по трассе Сибирской железной дороги. Всего на средства этого фонда было построено в Сибири и на Дальнем Востоке 166 церквей. На его средства были возведены, например, храм Александра Невского в Новониколаевске, Троицкий собор в Омске.
|